Последнее время мы наблюдаем, как с исключительной стремительностью за прежние деньги покупателю предлагют всё больше. Примером тому — не оставшиеся незамеченными новые full HD проекторы с ценой около $1000. Однако, и в остальных сегментах наблюдается движение. High End сегмент проекторов находится под осадой 4K моделей и, хотя и существует мнение, что эта гонка за разрешением приносит мало реальной пользы (прежде всего — в плане качества изображения), это может быть и не совсем так, поскольку она способствует снижению цен на full HD модели. В целом, граница High-End сегмента становится всё менее чёткой и может находиться уже где-то на уровне $3000. Не в последнюю очередь —благодаря новейшему проектору Sony VPL-HW40ES, познакомиться с которым у меня появилась возможность благодаря ГК DiGiS.
Начнём, как обычно, с конца (то есть с выводов). Проектор Sony VPL-HW40ES является безусловным успехом и способен порадовать любителя качества изображения. Даже поверхностное знакомство с ним позволяет понять, что в Sony серьёзно решили попытаться создать что-то вроде High-End модели за $3000. Однако, когда смотришь на данные измерений, становится понятно, что проектор выверен до мелочей и всецело посвящён качеству изображения: у него есть режим картинки «Reference» («Образцовый», так сказать), в котором проектор очень близок к стандарту HD безо всяких регулировок: почти идеальный баланс белого, цветовое пространство, совпадающее с sRGB, правильная гамма! При этом есть режимы с расширенной цветовой палитрой (Cinema Film 1 и 2, TV), есть специальные режимы для просмотра в освещённом помещении. Предлагаемый пользователю выбор режимов цвета богат и позволяет без проблем обойтись без калибровки. Яркость проектора в самых точных режимах исключительно высока и позволяет без проблем использовать 130-дюймовый экран. При этом проектор исключительно гибок в установке благодаря функции сдвига объектива, а бонусы, вроде функции Reality Creation и качественного преобразования 2D в 3D, также добавляют проектору ценности.
Внешний вид
На сей раз не стану прибегать к многословному описанию внешности проектора. У VPL-HW40ES используется традиционный корпус Sony, такой же, как у более дорогого 50ES. Объектив фокусируется вручную, регулировка сдвига объектива настраивается с помощью колёсиков, расположенных на верхней крышке проектора. Все разъёмы и панель управления расположены, если смотреть на проектор спереди, на левом его боку.
Пульт очень удобный, с подсветкой. Система меню приятная, хотя тем, кто не знаком с проекторами Sony, возможно, придётся привыкать к расположению некоторых редко используемых настроек. К примеру, не очень интуитивно спрятан выбор режима мощности лампы.
Сам проектор, естественно, маленьким назвать нельзя, хотя он и не очень громоздкий и не слишком тяжёл. Его очень удобно размещать на полках в задней части комнаты благодаря упомянутому ранее сдвигу объектива, позволяющему перемещать изображение вверх-вниз на 75% высоты экрана и влево-вправо — на 25% ширины экрана.
Яркость
Заявленная яркость проектора составляет 1700 люмен, однако в реальности удалось получить чуть более 1800 люмен. При этом, яркость ни в одном из режимов изображения не была ниже 1400 люмен (в максимальном режиме лампы, который установлен по умолчанию). Вывод: проектор исключительно ярок в точных режимах картинки и потянет экран от 130 дюймов (апплодисменты).
Самый яркий режим именуется Game (Игра), в нём я проверил «цветовую яркость» проектора: будучи трёхматричным LCoS проектором, HW40ES-у не составило труда пройти этот тест, дав даже чуть большую цветовую яркость, чем яркость по белому. Меньшего и не ожидалось.
Проблема на сей раз (как и с проектором HW50ES) может быть связана с тем, как при необходимости уменьшить яркость. Дело в том, что для небольших экранов такая яркость может быть перебором.
Переход в «Экономичный» режим лампы даёт падение яркости на 37%. Переключение зума объектива из широкоугольного в телескопическое положение снижает яркость на 27%. То есть, в совокупности можно уронить яркость на 54%: было 1500 люмен — стало 690. Некоторые отмечают, что у проектора нет ручной регулировки диафрагмы, чтобы опустить яркость ещё ниже (у HW50ES она была) — ну и что с того? Такое, в любом случае, мало у кого есть.
Результаты измерения яркости:
Режим картинки |
Лампа норм, широкоугольный |
Лампа эко, широкоугольный |
Лампа норм, телескопический |
Лампа эко, телескопический |
Cinema film 1 | 1492 Лм | 940 Лм | 1089 Лм | 686 Лм |
Cinema film 2 | 1398 Лм | 881 Лм | 1021 Лм | 643 Лм |
Reference | 1488 Лм | 937 Лм | 1086 Лм | 684 Лм |
TV | 1490 Лм | 938 Лм | 1087 Лм | 685 Лм |
Photo | 1403 Лм | 884 Лм | 1024 Лм | 645 Лм |
Game | 1828 Лм | 1152 Лм | 1335 Лм | 841 Лм |
Bright Cinema | 1555 Лм | 980 Лм | 1135 Лм | 715 Лм |
Bright TV | 1561 Лм | 983 Лм | 1139 Лм | 718 Лм |
Максимальная яркость, конечно, достигается в широкоугольном положении масштабирования (зума) объектива (самая большая картинка), плюс яркий режим лампы, который активен по умолчанию.
Режимы изображения
Давайте теперь перейдём к самому интересному и посмотрим, что за режимы изображения нам предложены. Прежде всего, сразу отмечу то, что проектор позволяет отображать несколько расширенную цветовую палитру, выходящую за пределы стандарта HDTV (sRGB, Rec.709).
- Game — замена «Динамического» режима у остальных проекторов. Самый яркий и неточный. Зато яркий.
- Reference — правильный, точный режим с правильным балансом белого и цветовым пространством sRGB.
- Photo — нечто похожее на Reference, но с изменённым балансом белого.
- TV — режим с несколько расширенной во все стороны цветовой палитрой. Даёт более насыщенные цвета.
- Cinema film 1 и 2 — режимы для кино с очень сильно расширенной палитрой в сторону красного-жёлтого-зелёного, но стандартной палитрой по синему.
- Bright TV, Bright Photo — режимы для работы в освещённом помещении с немного изменённым откликом по яркости (должен создавать впечатление более яркого) и прохладным оттенком, чтобы компенсировать тёплый свет в помещении.
Предлагаю немного покопаться в этом. Итак, все режимы изображения делятся на те, у которых цветовое пространство расширено (более насыщенные цвета) и те, у которых оно соответствует стандарту sRGB.
Режимы Cinema Film 1, Cinema Film 2, Bright Cinema, Bright TV и Game обладают расширенным в сторону красного, зелёного и жёлтого цветовым пространством.
Cinema Film 1 | Cinema Film 2 | Bright Cinema | Bright TV | Game |
Режимы Photo и Reference ограничены стандартом sRGB. Режим TV находится где-то посередине, обладая чуть-чуть выходящими за пространство sRGB красным, жёлтым и зелёным.
Любопытно также, что режимы TV и Bright TV — единственные, которые слегка выходят за рамки стандарта по синему цвету.
Reference | Photo | TV |
Впервые увидив проектор, я в первую очередь искал самый «честный» режими нашёл его его в лице режима «Reference»(рус. «Эталон»/«Образец»). Как видите на картинках сверху, он идеально вписывается в треугольник цветового пространства sRGB.
При этом, баланс белого без регулировки в данном режиме очень точный:
Предположим, отклонение на отметке 20% связано с неточностью измерений. Но от 30% до 100% мы имеем погрешность Delta E около 5 (фиолетовая линия), при том что 3 можно было бы считать идеалом. Более того, режим Reference радует нас правильной гаммой:
Выводы? У Sony VPL-HW40ES чертовски точный режим Reference, достойный High-End проектора. Даже если бы он был единственным, его было бы совершенно достаточно.
Яркие режимы
Три самых ярких режима проектора — Bright Cinema, Bright TV и Game.
Как было сказано выше, первые два очевидным образом рассчитаны на просмотр в освещённом помещении: предполагается, что используется тёплый источник света, что компенсируется более холодным (синеватым) балансом белого. У режима «Game» баланс белого смещён чуть иначе. Однако, пожалуй, на сей раз дело не только в намеренной коррекции освещения, а в том, что данный режим находится на пределах возможностей проектора, по аналогии с «Динамическими» режимами у некоторых конкурентов.
Bright Cinema | Bright TV | Game |
Режим Game, действительно, не показал себя идеалом качества в том плане, что верха белого очевидным образом образаются. Судя по всему, данный режим создан, чтобы дать хорошо различимую картинку.
Гамма у этих трёх ярких режимов имеет весьма своеобразный вид:
Особенность в том, что яркость, близкая к предельной, достигается раньше, чем в «Эталонном» режиме. По сути, это просто даёт эффект увеличения яркости, что вполне логично для просмотра в освещённом помещении.
Режимы Cinema Film 1 и 2
Итак, если режим Reference продназначен для просмотра фильмов с цветопередачей, соответствующей стандарту HD, то режимы Cinema Film 1 и 2 созданы для того, чтобы зритель мог насладиться расширенной цветовой палитрой и красивой, хоть и не точной, картинкой. Если цветовой охват обоих режимов почти одинаков, то баланс белого довольно точен в режиме Cinema Film 1, тогда как у Cinema Film 2 он чуть более тёплый, чем нужно (смещён в сторону красного). При этом режим Cinema Film 1 имеет характерную кривую гаммы, которая делает изображение по ощущениям чуть более контрастным, тогда как в режиме Cinema Film 2 кривая гаммы образцовая.
Учитывая, что Cinema film 1 и ярче и, вроде бы, правильнее, я вынужден признаться, что не понимаю, в чём различие между этими двумя. Если у вас есть идеи, то прошу оставить их в комментариях. Однако, думаю, что будет честно сказать, что то какой из режимов Cinema Film использовать — это дело личных предпочтений, так как существуют они не для точности, а для блеска.
Cinema Film 1 | Cinema Film 2 |
У нас остались не рассмотренными режимы «Photo» и «TV». В обоих случаях кривая гаммы близка к правильной (2.2), цветовое пространство режима TV чуть расширено во все стороны при довольно точном балансе белого до регулировки с Delta E от 4 до 6 начиная от 30% шкалы серого:
В общем, я подозреваю, что режим TV может оказаться крайне пригодным для просмотра фильмов, находясь по цветовому охвату где-то между консервативным режимом Reference и яркими и совсем уж либеральными режимами Cinema Film X.
Что касается Photo — здесь мы имеем цветовое пространство sRGB, как у режима Reference, однако баланс белого слегка сбит в сторону желтоватого. Почему — не уверен:
Контрастность
Уровень контрастности данного проектора не указан в спеках, однако это совершенно не необходимо, поскольку динамическая диафрагм позволяет проектору VPL-HW40ES практически полностью блокировать свет. ANSI контрастность проектора исключительна хороша и позволяет фильму «Тёмный Рыцарь», который, по моему мнению, создан специально для демонстрации контрастности, проявить себя во всей красе, особенно — на ночных сценах
Чёткость
Здесь я хотел бы отметить наличие фирменной функции Sony «Reality Creation», которая позволяет улучшить чёткость деталей, как full HD (1080p) контента, так и при масштабировании (апскейлинге) DVD разрешения до full HD. В первом случае получаетс, как бы, попытка достичь более 4K-шного эффекта, причём довольно неплохо. Reality Creation регулируется несколькими отдельными настройками, однако их я оставил по умолчанию. Предлагаю сравнить, как выглядит эффект от включения данной функции у HD контента:
Приведённые выше фотографии показывают, что эффект улучшения детализации достигается в данном случае без видимых артефактов, так что функция эта — далеко не лишняя, хотя многие предпочтут принципиально обойтись без любого рода «улучшений» full HD контента.
3D
Безусловно, VPL-HW40ES поддерживает full HD (1080p) 3D. В 3D можно заметить небольшое мерцание экрана на ярких кадрах, хотя в остальном — всё отлично. Очень хорошо проявила себя функция преобразования 2D в 3D, которая в большинстве случаев безошибочно разделяла дальние и ближние планы, заставляя взгляд фокусироваться то вдали, то вблизи. Конечно, это — не полноценное 3D, однако некий дополнительный уровень объёма данная функция добавляет, не портя, по моим впечатлениям, исходный контент.
Заключение
VPL-HW40ES — очень мощный ход компании Sony. Будучи по качеству изображения исключительно близок к High-Endу, этот проектор является одним из нескольких моделей, предлагающих подобный уровень качества за $3000. Данный проектор обладает рядом преимуществ, которые не могут оставить равнодушным потенциальных покупателей. Прежде всего, он может похвастаться способностью очень точно следовать HD стандарту без дополнительной калибровки. Во-вторых, он позволяет при желании выйти за пределы этого стандарта, включив расширенную цветовую палитру. В-третьих, он прост в установке благодаря «сдвигу объектива». Наконец, он обладает очень высокой контрастностью и такими приятными продвинутыми функциями, как преобразование 2D в 3D и «Reality Creation», которые свойственны High-End проекторам. Как ни посмотри, в сегменте $3000 у Sony VPL-HW40ES в ближайшей перспективе ну очень мало достойных конкурентов.